Представляю фильм
Это британский по духу (как я помню, Гарленд то британец, так что неудивительно), больше авторский и необычный фильм с немного неторопливым и замкнутом в пространстве сюжетом на модную теперь тему искусственного интеллекта с довольно большой нотой сексуальности. Или, вернее, с влюбленностью человека в своё творение, в духе современной истории Пигмалиона и Галатеи. Мне он напомнил недавно просмотренный фильм на эту тему
И кстати в обоих фильмах – "Машине" и "Из машины" помимо похожести названий, есть одно и то же имя андроидов – Ава, видимо, это имя нравится режиссерам. Ава тут, Ава там, ага.
Завязка сюжета: Молодой одаренный программист, работающий в корпорации "Блю Бук", Калеб выигрывает в лотерею неделю проживания в удаленном бунгало миллиардера Натана Нейтона, сделавшего состояние на высокотехнологичных разработках и владельца этой корпорации, вместе с самим хозяином. Прибыв в это роскошное местечко, он выясняет, что должен протестировать гиноида Аву – робота-девушку с искусственным интеллектом, созданную Нейтоном в своем оснащенном по последнему слову науки поместье. Провести некий тест Тьюринга, результатом которого станет решение, обладает ли Ава полноценным, равным человеческому, разумом или пока нет, это лишь фикция. Но оказывается что не всё так просто, некий тест проходит и сам Калеб, и результаты теста, как над Авой, так и Калебом будут неожиданностью для самого Нейтона.Предупреждение: Отзыв содержит некие спойлеры, это скорее размышления об идеях фильма, его посылах. Так что если планируете посмотреть этот фильм, то дальше надо читать осторожно.
Этот модифицированный тест Тьюринга оказался психологичным и драматичным. В фильме задается довольно много интересных вопросов, например, задается вопрос, зачем же надо узнавать, разумна ли созданная машина или нет? Для чего это надо знать? Для чего человек пытается создать искусственный интеллект?Так выходит, что это не совсем тест Тьюринга в классическом понимании, так как в фильме априори утверждается что Ава уже обладает неким разумом, и Калебу надо понять достиг ли этот разум порога человеческого разума. Это скорее, некий зеркальный тест на осмысление андроидом своих способностей и тест на то найдет ли подопытная путь из своей клетки, сыграв на чувствах и эмоциях другого человека, разыграв или симулируя влюбленность в другого человека. При том, что в фильме Аве приданы чуть ли не магические способности по управлению энергией и эмоциями людей. Вот она была в одиночестве, и ни с кем не общалась кроме своего создателя, но прибывает Калеб, и она сразу начинает манипулировать им.
Почти сразу возникает противостояние хозяина Нейтона и гостя Калеба. Нейтона и Авы, и конечно влюбленность двух разных по сути существ. Некое подобие любовного треугольника. Ревность? Ммм, может быть. Но так ли случаен выигрыш Калебом лотереи?
Это будет спойлером, но влюбленность возникает не между создателем ИИ Нейтоном и Авой, а между прибывшим Калебом и Авой, что, наверно, и так понятно. Но вот вопрос: симулирует ли Ава влюбленность, чтобы (спойлер), или это действительно возникшее чувство искусственного интеллекта. Была ли включена Нейтоном в программу Авы её влюбленность в Калеба, или это Ава сама приняла решение показать её.
Ещё такой вот интересный контекст общения Калеба и Авы: Почему искусственному существу была придана форма девушки? Какую роль играют половые различия в общении разумных существ? Быть может, что речь была создана людьми не для накопления и передачи знаний, а для общения полов, охмурения, признания в любви и таким образом повышения шанса оставить своё потомство.
Фильм как бы разбит с одной стороны на сеансы встреч между Авой и Калебом, в ходе которых происходит знакомство и узнавание Калебом Авы и Авой Калеба, и развитие чувств между ними.
С другой, общения между Калебом и Нейтоном в доме и на природе с обсуждением результатов тестирования Авы, сидящей между тем в одиночке в своей хрустальной клетке. Я не заметил чтобы она чем то занималась кроме рисования абстрактных рисунков, которые с появлением Калеба стали более осмысленными.
Калеб тестирует Аву, для чего он и был приглашен. Но оказывается что это тестирование двустороннее, и Ава тестирует Калеба, выступая в роли ходячего детектора лжи, внимательно следя за мимикой и изменениями физиологического состояния Калеба. У неё есть свой план, и в чем он заключается, понимаешь в конце фильма. Она, как и всякое разумное существо пытается переманить Калеба на свою сторону, пытаясь вырваться на свободу.
Что это? Желание подопытного искусственного существа свободы, это свойство любого разумного существа? Или это просто инстинкт любого живого создания?
Сидеть в четырех стенах, не видя внешнего мира, не общаясь ни с кем, кроме своего создателя, наверно это является мукой для искусственного разума, не имеющего возможности развиваться. Тем более что Ава не спит и, видимо, её мозг работает постоянно.
Ава, как крыса, должна найти выход и использовать чувства Калеба в попытке выбраться, не в этом ли и был проведенный Нейтоном тест Тьюринга? Тяга к свободе или, наоборот, заключения других существ в клетку – это было разыграно в одном ироничном фантастическом минирассказе, который я прочитал в журнале "Вокруг Света". Но Нейтона ожидал неприятный сюрприз.
Следующий вопрос фильма: Способна ли машина полюбить? Каковы границы её чувств и эмоциональных возможностей. Возможно, человек лишь антропоцентрично переносит свои чувства на других существ, и Ава лишь симулирует чувства. Но для чего Ава появляется в милом платье перед Калебом, и потом понимая что за ней наблюдают совершает некий стриптиз.
Калебу надо решить, кому довериться; своему нанимателю Нейтону и предать Аву, или скрыть свои чувства к Аве от Нейтона и помочь ей. Если Нейтон является создателем новой жизни и неким подобием бога, то стоит ли предавать его доверие или все же дать свободу этой новой разумной жизни и шанс узнать ей внешний мир лучше.
Ведь если Ава провалит тест, то её отключат как ненужную куклу, погасят её разум, хотя стоит ли жалеть её, ведь это не человеческое существо. Это всего лишь набор трубочек проводков и поверхностей, хотя и довольно милых и женственных.В фильме задается уже надоевший вопрос: Будут ли роботы-андроиды новой ступенью для человечества? Некими кроманьонцами после неандертальцев или даже человеком прямостоящим. Об истреблении нижней ступени разумных существ или мирном соседстве речь пока не идет.
В какой-то момент Калеб немного сходит с ума, пытаясь понять, а не является ли он тоже искусственным созданием, и то, что Нейтон просто решил свести два искусственных существа, чтобы провести своеобразный тест Тьюринга.
И потом способен ли робот нанести ущерб человеку, осознает ли он убийство другого разумного существа, даже ради своей свободы. Спорный момент, хотя и драматичный, да-да,.вспоминаются законы Азимова, так навязшие в произведениях на тему ИИ.
Вывод: В фильме есть интересные повороты сюжета и открытый довольно мелодраматичный финал с раскрытием некоторых тайн и с кучей неожиданных эмоций и поступков. Не буду раскрывать его, но мне он понравился. и вообще как ни странно фильм тоже понравился, он в меру романтичный и в меру научный.Но опять же если серьёзно задуматься над логикой поступков Калеба, Нейтона и Авы, то что-то не сходится.
Если не задумываться над логикой бесед между Нейтоном и Калебом, Калебом и Авой, то всё гладко. Но если дотошно разобраться в предпосылках и выводах этих диалогов, то будут обнаружены некоторые пробелы логики и просто голословные заявления. Но видимо так нужно для нагнетания саспенса и мелодрамы, и придания некой научности происходящему.
Да. интересные идеи есть, но они как-то спутаны и не совсем раскрыты. Как фильм с серьёзным научным подходом он неправдоподобен, но если воспринимать его, как романтичную сказку о рободевушке, заключенной злым создателем в хрустальную клетку и о прибывшим ей на подмогу рыцаре, то он смотрится на одном дыхании.